Зверев А М - Джек Лондон - Величие Таланта И Парадоксы Судьбы



А. М. ЗВЕРЕВ
ДЖЕК ЛОНДОН: ВЕЛИЧИЕ ТАЛАНТА И ПАРАДОКСЫ СУДЬБЫ
Вступительная статья
Всего сорок лет продолжался его жизненный путь, а в литературе он
работал менее двух десятилетий. Когда охватываешь взглядом созданное
Джеком Лондоном (1876 - 1916), невольно поражаешься интенсивности,
напряженности его писательского труда. И дело здесь не просто в количестве
книг - их при жизни Лондона вышло пятьдесят, а еще семь были изданы после
смерти. Дело прежде всего в глубоком своеобразии творческого поиска
Лондона, который был сущностью и смыслом его писательства, его призванием.
Ему часто завидовали. И в самом деле, по первому впечатлению его
судьба может показаться сказочно счастливой. Жадные до сенсации репортеры
старались изобразить его взлет как наглядное подтверждение закона "равных
возможностей", которые в американском обществе открыты перед каждым. Вот
парень из рабочего класса, пасынок фермера, с детства привычный к нищете и
не получивший университетского образования, тем не менее стал
прославленным писателем, сумел добиться всего, о чем может мечтать
человек. Забывали лишь о том, какой ценой все это было оплачено. Забывали,
как пылились в захудалых журнальчиках рассказы, которыми вскоре будет
зачитываться весь мир, забывали о годах отчаяния и голода и о том
нечеловеческом напряжении, какого от него потребовала выматывающая борьба
за успех.
Да, это было самосожжение - во имя искусства и во имя успеха: одно
здесь не отделить от другого. Творческие силы Лондона были огромны, но он
их рано подорвал и ушел тоже рано, не сделав, должно быть, и половины
того, что обещало его блистательное дарование. Незачем приглаживать
сложности, игнорировать противоречия, которыми отмечено его творчество. Мы
знаем о его противоречиях и ошибках, о приступах неверия в себя, о
мрачных, мизантропических настроениях, которым он заплатил свою дань - и
не однажды.
Но мы знаем и другое: без Джека Лондона немыслимо представить себе
литературу нашего столетия. А значит, он сказал в литературе свое слово,
над которым время оказалось не властно. И это слово было услышано и
современниками и потомками. Мы помним, что один из его лучших рассказов,
"Любовь к жизни", нравился Ленину. А с какой теплотой отзывались о Лондоне
и Горький, и Куприн, и Анатоль Франс!
Зачитанные в детстве до дыр, книги Лондона нередко десятилетиями
стоят потом где-то во втором ряду на книжной полке, дожидаясь нового
поколения подростков. А если, став взрослыми, мы возвращаемся к ним, то
чаще всего для того, чтобы оживить притупляющееся с годами романтическое
отношение к жизни, которое когда-то воспитывал в нас овеянный суровой
поэзией лондоновский художественный мир.
Учить справедливости и стойкости в испытаниях - одна из благородных
задач искусства. Этой задаче служили книги Джека Лондона, и в каждом, кто
их читал, остается отблеск их света, даже если сегодня мы этого не
сознаем.
И все-таки к классикам для юношества он был отнесен слишком поспешно.
Он намного сложнее. Художественный талант Джека Лондона был без
преувеличения щедрым, помогая ему подняться над своими заблуждениями,
подняться и над всей своей эпохой и шагнуть к читателю сегодняшнего дня.
Он родился в Сан-Франциско, городе удачливых дельцов и потерпевших
фиаско авантюристов, столице моряков, рудокопов, железнодорожных рабочих
Калифорнии. Это был вздыбленный, хаотичный город, где жизнь еще не
устоялась, не подчинилась унылому распорядку налаженного буржуазного быта,
и каждый горожанин



Содержание раздела